Музейная педагогика в системе образования: проектный эксперимент

Опубликовано: 2022-12-13

9 декабря в музее "Русская изба" в рамках совместного проекта Православной классической гимназии, Поволжской академии образования и искусств имени Святителя Алексия в партнерстве с Современной Гуманитарной Бизнес Академией состоялась игровая событийная реконструкция детства ставропольчан 1920-30-х гг. (детства прабабушек и прадедушек) - мастерская для детей и семьи, с вовлечением семейных архивов.

Рассматривая семейные архивные фотографии, время над которыми не властно, ребята видели своих бабушек, прабабушек в их юности, отрочестве, детстве. Елена Губина, педагог дополнительного образования Дворца детского и юношеского творчества г. Тольятти, куратор программы «Фамильный герб: продолжение истории» продемонстрировала мальчикам и девочкам фотографии начала 20 века!

Далее гимназисты вслед за ведущей мероприятия Любовью Черняевой (директором по развитию Современной Гуманитарной Бизнес Академии, музейным педагогом, психологом, куратором программы «Семейные АзБуки») вместе с родителями перенеслись во времени на 100 лет назад…

Ставрополь. На дворе 1919 год. Мама собирает мальчика Ваню в детский сад, вручая ему буденовку, одеяльце, кружку, ложку и кусочек хлеба. В то время дети рано понимали, что такое голод, долгое отсутствие родителей, трудящихся во имя "светлого будущего". Игрушками для детей были обыкновенные шишки из леса и камешки с речки… Разбившись на команды, гимназисты играли в игрушки первых советских детсадовцев Ставрополя - шишки и камушки, превращаясь в персонажей, рассказывали свои необыкновенные истории… Будущие коммунисты закалялись с детства - в любое время года малышню укладывали спать на улице («Советский ребенок должен быть закаленным!»). И современного мальчика одели в одеяло для сна… Не все отцы возвращались с войны, мамы работали с утра до ночи (взрослые спели советскую песню для детей, а ребята трогательно отвечали непониманием и отказом терять родных мам на работе)… И вот, наконец, к проголодавшимся детям пришла и баба Глаша, повариха первого советского детсада "для ростков коммунизма". Добрая и строгая одновременно, с помощью ребят она собирает овощи в огороде, и вместе с тем, гоняет веничком шалунишек, таскающих ингредиенты для будущего борща. Как иначе бы справилась пожилая женщина, когда детей орава, и все хотят есть... Покормив детсадовцев, баба Глаша укладывает малышей спать и поет им колыбельную, просит прощения, что музыкальному образованию не обучена, поет просто, от души....Сердце замирало...

Текст: Вероника Шарафудинова.

Отзыв о занятии Марии Жилиной, будущего педагога, студента СГБА:

"Как жителю города Тольятти мне было интересно послушать о жизни людей в прошлом. Я считаю, что каждый из нас должен знать свою историю, ведь нам с детства говорят, что без прошлого нет настоящего, а без настоящего - будущего. Как человеку, который учится на педагога, мне было интересно понаблюдать за тем, как Любовь Владимировна может привлечь внимание не только детей, но и взрослых. Все люди, находящиеся в аудитории, с интересом внимательно ее слушали. В наше время непросто добиться такого внимания даже от детей, но ребята с радостью принимали участие в интерактивах и отвечали на вопросы. Я увидела их горящие глаза и услышала их искренний смех.

Отзыв Елены Васильевны Губиной, педагога дополнительного образования Дворца детского и юношеского творчества г.Тольятти:

"Замечательно! Необычно! Ребятам очень нравилось и мне тоже. Вы просто актриса! Как много у меня восклицательных знаков)). Ребята "включились" тут же. Восхищалась сидела мультфильмом. Хочется продолжения. Кстати, мне к концу, когда Вы спели колыбельную, хотелось музыки того времени или народной. Может быть, это желание Вы и вызвали песней)

Спасибо, что Вы есть!)"

Отзыв Матушки Юлии (Лескиной): "Здорово!!! Очень сильно!"

В основе методологии программы: психологические механизмы культурной идентификации. Используются методы игровой событийной реконструкции, погружения, ценностного моделирования и символического межпоколенного обмена. Программа строится на основе исторических документов, редких книг, фактах национальной, локальной и семейной истории, в их взаимосвязи.

Продолжение следует....